Главные темы месяца: СирияИГИЛКризис
 

Сага о набеге викингов на славный град Воронеж

Сидящий в резиновой лодочке мужичок предпенсионного возраста с удочкой без особого удивления вопрошает, оглядев три лодки со странно одетыми людьми:

- Вы кто, викинги ?
- Да.

Короткий разговор происходит на границе Липецкой и Воронежской областей, рядом с небольшой деревенькой. После нескольких гребков до команды судна доходит смысл произошедшего. - Во блин… Узнают.. Как будто здесь каждый день викингов немерено… Викингов в Липецкой области знают и любят. Появившись для широкой общественности в 2004 году всвязи с проведением двух первых фестивалей «Русборг», реконструкторы, занимающиеся воссозданием предметов быта и вооружения 9-11 веков, заняли прочную нишу в небогатой палитре молодежных организаций региона.

Выгодно отличаясь от контор, называющихся на языке органов власти молодежными, реконструкторы оказались незаменимыми в проведении различных мероприятий, чем снискали расположение чиновников. Всенародное же признание викингам принесла дружба с журналистами, которые не оставляют без внимания любые их начинания и инициативы. Дружба эта дала свои плоды – на каждый из двух ежегодно проводящихся в Липецкой области фестивалей «Русборг» и «Ладейное поле» собирается по нескольку тысяч зрителей. И это практически без рекламных призывов. В силу этого переезд реконструкторов из-под села Каменка Задонского района, где проводились первые несколько фестивалей, прошел относительно безболезненно.

Выселение викинги пережили без особых проблем, застолбив место для фестивалей у деревни Липовка Задонского района. Местные власти в то время как раз начали учреждать на территории района особую экономическую зону туристско-реакреационного типа и даже пообещали сдать реконструкторам землю в долгосрочную аренду. Время шло, фестивали тоже, вопрос с землей традиционно завис, ровно как и весь проект особой экономической зоны, но викинги не унывали. Если с землёй не выходит, можно попробовать с водой. Они решили строить флот. Ведь какие викинги могут быть без судов ?

Еще летом 2005 г Павел Семенов со товарищи отправился в Польшу. Целью визита в не совсем дружественное ныне государство было участие в крупнейшем в Европе фестивале реконструкторов, занимающихся ранним средневековьем.. Власти городка Волин, сильно смахивающего на село Доброе по количеству населения, как-то находят деньги в своей небогатой казне на оплату дороги для реконструкторов из разных стран. Таким образом, за десять лет, был создан крупнейший в Европе фестиваль по эпохе викингов, а местная казна многократно вернула свои траты за счет туристов, которых во время проведения фестиваля в городе намного больше чем местных жителей. Пребывание на фестивале было не единственной целью хитроумного викинга Паля. Он принял участие в достройке копии норманнского корабля, на котором и прошел вместе с командой до места проведения фестиваля. Из Польши Паль привез кучу баек и оформившееся желание построить лодки и уплыть.

Зимой 2004 года в лесу на берегу Дона было срублено большое дерево. Из него начали делать лодку-долбленку. Когда работы существенно продвинулись, перед судостроителями встала проблема Робинзона Крузо, описанная Даниэлем Дефо. Старик Робинзон, как явствует из книги, срубил дерево, и, выдолбив его, осознал, что оно слишком далеко от моря и его не спустить на воду. Долбленку перетащили во двор деревенского домика и продолжили работы. Для пущей надежности ряда узлов судна предполагалось склеить эпоксидной смолой, но выяснилось, что не всякая смола годится для дуба. После долгих поисков нужная эпоксидка была найдена где-то в трущобах Москвы. На складе единственной в стране фирмы, производящей нужную смолу, Паль Железный (ака Павел Семенов- предводитель военно-исторического клуба «Копье») получил несколько бочонков с черепом и скрещенными костями (смола – вещь токсичная). Естественно, в метро его остановил наряд милиции и потребовал бочонки открыть. Как он отбился от стражей порядка – спросите у него.

Летом 2007 года «копейцы» смастерили-таки свое первое судно. Плоскодонка «Затупа» (официально названная «Плотвой») длиной 6 метров конструктивно не слишком отличается от лодок, которые по сей день можно встретить на небольших реках Липецкой области. Ходили они по нашим рекам и в 10 веке. Не очень быстроходная, лодка имеет значительное преимущество при ходьбе на заросших водорослями участках рек и идеальна в качестве грузового судна – как раз в этом ей сильно может помочь парус.

Но одна лодка – это еще не флот. И тут викингам помог не кто-нибудь, а Президент. Зимой 2008 года клуб «Копье» выиграл президентский грант «Поддержка молодых инициатив» на строительство ещё двух лодок, которые должны были быть построены к августу 2009 года. Параллельно с этим елецкая администрация, осознав наконец-то, что у нее тоже есть особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, выделила реконструкторам настоящие хоромы – полуразваленную базу бывшего ЖЭУ-3. Это был подарок судьбы. Последний эпитет – не ирония. Помещений, подобных этому, нет ни у кого из реконструкторов в стране. Одно дело – шить рубахи сидя дома, а другое – строить корабли. Для этого нужно место и даже много. А что база полуразваленная – так это фигня, руки-то у викингов растут из правильных мест. Тут целесообразно вставить эпизод из дневника Паля о работе с базой, уж очень сочный рассказец у него получился:

В ходе расчистки помещений, в одном из них, был обнаружен подвал. Сначала мы думали, ну копнём подвальчик, пусть будет. Постепенно раскопки подвала открывали нам историю ЖЭУ-3. Точнее всю историю засыпания этого подвала всяческими отбросами жизнедеятельности обитателей. Сначала было много бутылок из- под водки. Винтовых. Затем, примерно через полметра, пошли с «бескозырками». Сухой закон отметился в подвале флаконами от одеколона. Пили его очень много. Ну и всякие совки и ломаные тяпки кидали в яму тоже. По мере углубления выяснилось, что подвал начали засыпать ещё до войны. Война отметилась в яме светильником из снарядной гильзы, обломками железных осей телег и банками из- под тушёнки «второй фронт». Довоенное время встретило нас опять бутылками из под водки. Но уже с сургучными пробками. Пили, кстати, ничуть не меньше чем в 70-е. И в яму сыпали помимо тары много конского навозу. А с ним подковы, части хомутов и тележную шнягу. В самых ранних слоях, примерно 30х годов, нашлось много инструмента. Колун, молотки, клещи. И остатки разбитой «четверти». Такая здоровая бутылка знакомая нам всем по фильмам про самогонщиков и белобандитов. Видимо работники ЖЭУ были с ними как-то связаны. Кроме подвала стеклотара была везде. 56 бутылок из-под политуры на чердаке. Во всех углах и под каждой доской. Сложилось устойчивое впечатление, что за всю историю работы после октябрьской социалистической революции, работники данной организации ни одного дня трезвыми не были. Я теперь знаю, кто угробил СССР. Это сделали работники ЖЭУ.

Работа закипела. Строить суда на выходные и даже в отпуска приезжали люди из Москвы,…. Украины, Белоруссии. Первое судно, получившее позже название «Макошь» - лодка-долбленка длиной 7,5 метра (не та, что начинала строиться на берегу Дона, она еще ждет своей очереди). Выдолбленный киль из целого дерева, нашивные борта на заклепках, семь-восемь человек экипажа. Скоростное и маневренное судно на весельном ходу. Как раз на таких передвигались по водным дорогам средневековья наши предки-славяне.

Второе судно, сейчас являющееся флагманом флотилии и получившее официальное название «Сварог» – уже собственно, и не лодка, а небольшая ладья. Это копия малого судна, найденного при раскопках у деревни Гокстад в Швеции, отсюда второе название – «Гокстад». Длина 9,75 метров при ширине 1,83 метра позволяет взять на борт до 12 человек, а хороший попутный ветер при ходьбе на парусе не оставит шансов даже быстроходной «Макоши». Суда, подобные «Сварогу» с норманнами на борту наводили ужас на жителей прибрежных районов от Британии до Северной Африки в 9-11 веках… Лодки были спущен на воду как раз к августовскому фестивалю «Лодейное поле». Но если есть суда – значит, нужны и походы на них. Поэтому еще до окончания строительства было решено идти по реке Воронеж от Липецка до одноименного города. Автору этого текста в силу давних дружеских отношений с викингами было предоставлено место гребца-летописца похода.

Стартуем от набережной Липецка в понедельник, 17 августа. За пять дней – с понедельника по субботу предстоит пройти 180 километров. Надо сказать, маршрут более чем историчный. Именно по этому пути в 17 веке сплавлялись струги, дощаники и прочие суда, выстраиваемые с целью транспортировки различных припасов в низовья Дона. Требования к походу стандартны для всех реконструкторских мероприятий – минимум вещей, напоминающих о современной цивилизации. За неимением собственного «прикида» меня обеспечивают комплектом одежды. Походное снаряжение викинга:

Рубаха льняная – 2 шт.
Рубаха шерстяная – 1 шт.
Порты шерстяные – 2 шт.
Шапка типа «малахай» - 1 шт.
Худ шерстяной (капюшон) – 1 шт.
Обувь типа «поршни» - 2 пары
Ремешок поясной – 1 шт.
Сумка поясная типа «ташка» - 1 шт.
Нож – 1шт.

Раз уж разговор зашел об одежде, сразу скажу о впечатлении, которое произвел на меня тест-драйв историчного снаряжения. Одежда, в которой ходили в 9-11 веке, на порядок удобнее и практичнее того, что мы носим сейчас. В льняной рубахе комфортно в жару несмотря на длинные рукава. Комплект из льняной и шерстяной рубах, надетых одна на другую дает полноценный эффект термобелья - от тела отводится влага при сохранении тепла. Подолы у рубах не случайно длинные – защита поясницы. Великолепную защиту от ветра и холода дает и кожаная рубаха. Слабым местом показалась обувь – промокает быстро, впрочем, обувь у меня была откровенно плохая, поэтому про нормальный тест-драйв говорить нет смысла. Шапка с меховой опушкой не мешала даже в солнечную погоду, а уж в промозглую откровенно радовала. Чертовски удобен поясной ремень, на котором можно подвесить что угодно – бывалые викинги таскают на поясе много всякой бытовой всячины, которая всегда под руками. И уж конечно любой уважающий себя варяг имеет при себе нож и ложку.

Первый день на веслах через час после старта с набережной Липецка начинается с волока. Древняя техника перетаскивания судов по роликам из бревен гождается для преодоления плотины НЛМК. Предположительно, таких моментов в пути будет еще несколько. Как показало первое препятствие, проблем волок не представляет – два десятка викингов при желании способны перетащить суда на руках. Кстати, о команде: 23 человека, среди них трое девушек. Варяжские женщины суровы и мускулисты – они гребут наравне с мужчинами. Липецк, Елец, Москва, Подольск, Курск, Владимир, Воронеж, Белорусь – вот география участников мероприятия. Извилистое русло Воронежа сразу дает понять, почему длина маршрута едва ли не кратно увеличена по сравнению с сухопутным расстоянием (по дороге от Липецка до Воронежа около 120 километров). Заплутать в заросшей пойме, все время распадающейся на несколько направлений, легче легкого. Поэтому самый главный ориентир – это течение, чутьё капитана и местные рыбаки. GPS-навигация – это неисторично, поэтому навигатора у нас нет. Гребцы поминают добрым словом человека по фамилии Телипайло – он перед самым походом стесал у банок, на которых сидят гребцы, острые углы. Тем не менее, под пятые точки приходится подложить чего-нибудь мягкое, дабы избежать ненужных потертостей. В первый день нам недурно повезло – мост в селе Троицкое удалось пройти без волока. Отсутствие дождей на протяжении последнего месяца привело к понижению уровня воды в реке и лодки в буквально смысле смогли протиснуться под низким инженерным сооружением. Чуть ниже этого моста – первая ночевка. Ночуют викинги в палатках-«саксонках» из парусины, которые можно увидеть на любом их фестивале. От дождя палатки накрываются тентом из той же парусины. Днища, как у современной палатки, у такого шатра нет. Спят на войлоке или шкурах, накрываются плащами либо шерстяными одеялами. Наиболее теплолюбивые викинги возят с собой тулупы и меховые шапки, что актуально в прохладные августовские ночи.

Утро второго дня встречает красотами средней полосы, которые постепенно проступают из тумана (см. фото похода). За первый день пройдено около 20 с лишком километров из-за позднего старта и волока, значит, сегодня нужно подналечь на весла. Чем и занимаемся. Во второй половине дня часть команды совершает набег на близлежащую деревню с целью пополнить запасы. Весь день на веслах заставляет задуматься о технике гребли. Лопасть весла должна погружаться в воду примерно на две трети, больше нет смысла. Чтобы полноценно использовать энергию гребка, весло нужно ставить не перпендикулярно воде, а немного под углом. Обязательно включайте спину и мышцы ног, делая гребок, иначе потратите много сил и окажетесь не готовыми к схватке. Сидящие на первой банке рядом с кормчим люди называются загребными. Главный из них – по правому борту (от вас по левому), на него ориентируется левый загребной. Грести нужно синхронно с двух бортов, иначе судно будет раскачиваться.

Третий день встретил подлянкой – буквально в полукилометре от довольно унылого места стоянки открылись красивейшие места: сосновый лес на обрывистом берегу. Забегая вперед – такая же фигня случилась и на четвертый день, когда через пятьдесят метров показалось отличное место для причаливания. Неподалеку от села Карамышево случается странное. С берега раздается отчетливый вопль: «Один!!!». Подобный крик викинги привыкли слышать на поле боя, поэтому они ежатся и думают, что местные племена вовсе не столь миролюбивы, как об этом повествует описание маршрута. Обошлось без конфликта – вопль издали информированные школьники, живущие на берегу реки в краеведческой экспедиции. Во второй половине дня начинается дождь, который вносит одну из самых приятных нот для грядущего воспоминания о походе. В тот же момент, в который дождь идет, воспринимается он, естественно, по-другому. Поэтому викингам не остается ничего другого, как поддержать боевой дух песнями. Надо сказать, что песен в реконструкции удивительно много и разных. Естественно, в почете тексты антуражной героической тематики, сочиненные уже в наши дни. Припев своеобразного гимна раннесредневековой реконструкции, песни «Звезда»:

И наш последний бой запомнят облака
И похоронит нас быстрая река…
.

«Сага боевых лошадей»:
На круто посоленной хрупкой крупой
Вздыхающей палубе
Нас крупами сдвинув, везут на убой
Гаральдовы баловни…


Есть композиции не менее героические, но куда более непотребные в лексическом отношении, поэтому отрывки из них приводить здесь нет смысла – например песня про то, как викинги по пьяной лавочке заплыли вместо Англии на Кавказ и что с ними сталось. На стоянке пытаюсь добыть огонь с помощью кремня, кресала и обожженного древесного гриба. Техника состоит в том, чтобы, сжав вместе гриб и кремень, ударять по кремню кресалом. Искры летят в основном вверх, поэтому гриб должен лежать сверху кремня. Вместо древесного гриба можно использовать гриб-трутовик. Он хорошо «ловит» искру, которую затем нужно быстренько раздуть, засунув гриб в пучок сухой травы. Кстати, добыть искру мне так и не удалось, опыт нужен.

Четвертый день ознаменовывается пересечением границы Липецкой области. Это происходит чуть ниже деревни Синдякино, на которую совершается набег с целью пополнения запасов. На стоянке экспедиция едва не лишается предводителя. Паль Железный утратил на мгновение свойственную ему смекалку и хитроумие, засунув голову между пристанью и кораблем. Хотел посмотреть, на чем держится основание пристани и в этот момент ему едва не прищемило голову бортом – еле вывернулся. Воронежская область встречает неимоверным количеством «сиротских» домиков на берегу реки, в том числе явно в водоохраной зоне. Полноценные замки с элементами фортификационных сооружений метров по от 500 общей площади. С непременными ангарами для катеров и гидроциклов, беседками, мангалами и столиками – все признаки присутствия крупных феодалов налицо. Концовка дня ознаменовывается двумя волоками через мосты рядом с городом Рамонь. Мосты эти строили враги викингов. Под ними не пройдет даже байдарка и они явно входят в число оборонительных сооружений, располагаясь километра через четыре друг от друга. Волок срывает аплодисменты аборигенов, которые подходят поговорить, посмотреть, поснимать. Есть и другие реакции – пара туземцев на автомобилях, притормозив поначалу, вдруг резко дает по газам, выражая то ли презрение исторической реконструкции, то ли страх перед ней же. Лагерь разбиваем уже в полной темноте. Выясняется, что расстояние, рассчитанное на пять дней, удалось пройти за четыре – до Воронежа километров двадцать. Принято решение «подуплить» с утра, стартовав попозже. Народ засиживается допоздна, травит байки. Тут самое время упомянуть о реконструкторском фольклоре. Баек, как и песен, очень много и тоже разных. Приведу особо мной любимую, ее привез вездесущий Паль из Польши. Байка – записанный рассказ польского журналиста Збышека о польской же демонологии:

На болотах водятся разные звери... Там, лоси, лягушки, вынзезбошеки, рапухи-цыцохи, труполёты и синие болотные младенцы. Вы хотите узнать кто это? О, это просто. Во всем виноваты онанисты. Как людына пойдет по болоту и захочет женщины, а нету, он сделает свое дело. И как он попадет в змею - появится вынзезбошек, а как в лягушку- то - рапуха-цыцоха. (Краткая справка: Вынзезбошек- змея с головой человека, все время глупо улыбается и пускает слюни, крайне опасен. Рапуха-цыцоха – лягушка, у которой на спине вместо бородавок много грудей, ими она кормит начинающих синих болотных младенцев.) Вы спросите, почему так опасен вынзезбошек? А потому. Идет людына по болоту, а навстречу вынзезбошек. Людына хочет бежать, но это все равно - вынзезбошек очень быстрый. Людына хочет сопротивляться, но это тоже бесполезно. Вынзезбошек очень сильный. Тогда остается только стать на колени, снять штаны и уткнутся лицом в болото. Вынзезбошек сделает что хочет, и людына останется живу. И после того тоже всегда будет улыбаться и пускать слюни.

Полную версию довольно длинного рассказа при желании можно найти в сети.

Последний день путешествия приносит ощущение определенного сожаления по поводу того, что все заканчивается. Не торопясь, грузим лодки, не торопясь, идем на веслах. Через несколько часов открывается гладь и ширь воронежского водохранилища. Ветер попутный, команды ставят паруса на «Сварог» и «Плотву», у «Макоши» паруса нет. Пересекаем два моста. Под первым приходится снимать мачту – слишком низкий. Второй кажется чуть повыше, подойдя ближе, становится ясно, что если и пройдем, то в нескольких сантиметрах. Мачту снимать уже поздно – слишком велика скорость. !!!!! Менее десяти сантиметров.. прошли !!!!!! Из-за тучек выглядывает солнце, оно бликует на мачте, команду охватывает буйный приступ радости, все гогочут, орут, трубят в рог и достают хмельное ! Мы дошли, мы сделали это !!!

Да, мы внуки богов и в нас есть еще силы
И пусть далеко до заветной звезды
И пусть от усталости кровь в венах стынет
Но цели своей мы как прежде верны !

(песня называется «Внуки богов»)

Последняя ночевка похода проходит на острове – в Воронеже он, оказывается, тоже есть, только поменьше того, от которого стартовали в Липецке. Ночью идет дождь, а утро встречает суровой ветреной погодой, на водохранилище от ветра даже есть небольшое волнение. Вообщем, идеальная погода для викингов. Три судна выстраиваются в цепь и с помпой подходят к месту финиша. От острова оно находится буквально в двухстах метрах. Финальные коллективные фотографии, брызги шампанского и ожидание транспорта – лодки обратно поедут на грузовиках….

В качестве постскриптума:

Если вы думаете, что, совершив набег на Воронеж, викинги успокоятся, это зря. В ближайших планах – поход на Царьград, на врата коего прибивал щит вещий Олег. Есть мнение, что это деяние пора бы повторить, причем власти Турции уже предупреждены и сопротивляться не станут. Еще известно, что власти Лондона задолжали викингам дань за тысячу лет, но это чуть позже.


Фотоотчет похода здесь - http://lrnews.ru/xgo.php?url=www.lrnews.ru/foto/full/116/

Добавить комментарий

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код:

Актуальное за месяц